600015, г. Владимир, ул. Разина, д.16     (4922)32-80-48     info@vshr.ru    

Мемориал               

Антонов  Алексей Тихонович

 

 

 

Антонов  Алексей Тихонович    

 

23.03.1932 – 1.10.2005

График, искусствовед


 

О художнике

Родился в г. Алексине, Тульской области.
Окончил:

- Московский Государственный педагогический институт им. В.П. Потёмкина (1954).

-Аспирантуру МГПИ имени В.И. Ленина (1970 г.)
Член Союза художников России (1976)

Кандидат педагогических наук (1970)
Профессор (1994)

 

Произведения

 

 

Контакты семьи художника

Людмила - дочь художника

телефоны: 

8 (960) 725-69-19  мобильный  

e-mail:

 

О художнике больше

Акварелист. Работал в жанрах пейзажа, натюрморта. Своеобразная техника работы художника включала в себя многослойную акварель, смывку, набрызг, введение пастели, гуаши. Благодаря многообразию технических приемов, художник достигал ощущения вибрирующего пространства, воздуха, света, - всего того, что так трудно поддается изображению.
Являясь основателем и первым деканом художественно-графического факультета Владимирского Государственного педагогического института, Алексей Тихонович Антонов воспитал не одно поколение талантливых педагогов и художников.

                                                                     Творчество
      Алексей Тихонович Антонов - художник особого склада. Главная тема его творчества - природа России. Это пейзажист лирического плана, который хорошо знает и чувствует природу средней полосы России.       Говоря о произведениях Антонова, неизменно отмечают  изысканный вкус и атмосферу нежной, мудрой созерцательности. По взгляду на мир его причисляют к тонким лирикам пастернаковского склада.
      Художник умышленно отказывался от сложных мотивов, живописной условности, стремясь найти отклик своему миропониманию, своим переживаниям и чувствам в явлениях природы, её изменчивых состояниях, и глубине созерцательного начала. Свою задачу он решал достаточно широким диапазоном живописно-пластических средств. Умел обычный, неприметный на первый взгляд, природный мотив поднять до уровня поэтического звучания и вызвать активное сопереживание зрителя.
      При взгляде на работы художника возникает ощущение пространства, "сотканного" из воздуха, света, запахов и звуков - всего того, что невозможно просто изобразить. Это под силу передать только художнику с очень тонко чувствующей душой. Такое явление описывают так: "Картина "затягивает" зрителя".
      При очень простой, но чёткой по замыслу композиции автор отказывается от тщательной фактурной проработки формы, натуралистической иллюзорности, привычной конкретности.
      Антонов пишет широко, обобщённо, стремясь найти неповторимое выразительное колористическое решение. Палитра работ скромна, но не монохромна и представляет собой: сложные цвето-воздушные сочетания и тонально-фактурные переходы, достигаемые путём многослойных, почти лессировочных покрытий, организованных в целостный колористический строй. Главное внимание в пейзаже уделяется решению трёх больших отношений, нюансируя тончайшими оттенками каждое из них.
      Основываясь на натуре, художник творчески перерабатывал полученные от неё впечатления и оставался на уровне того "чуть-чуть", на котором основывается истинно большое искусство. Его работам присуща недосказанность, располагающая зрителя к домысливанию содержания.
      Излюбленный материал - акварель. Технический приём в живописи Антонова никогда не заявляет о себе, оставаясь в самой ткани художественного образа. Автор постоянно экспериментирует с техникой работы, добиваясь достижения через технические возможности акварели, добиваясь наибольшей выразительности колорита, диктуемой замыслом. Смывка, набрызг, введение пастели, пробивание красочного слоя, добавление гуаши - вот далеко не все приёмы, отражающие творческую индивидуальность художника.
    Антонов любил писать загородные места, перелески с речушками, старые деревеньки с церквями, полевые цветы. Он любуется ими и искренне доверяет зрителю свои чувства, приглашая его к созерцательному сопереживанию. Художник боготворил русский пейзаж и питал особую привязанность к изображению деревьев. Они у него, то шумные и буйные, то спокойные и гостеприимные, то ласковые и нежные. Важное место занимал в творчестве Антонова и натюрморт.
      Взгляд художника на окружающую действительность пронизан традициями духовности и мироощущения русского человека: он несколько задумчив, полон элегических чувств.  Творчество Антонова по своим характеристикам сродни импрессионизму, но импрессионистические по технике, его  работы  пронизаны по истине  русской духовностью и мировоззрением. Это явление в живописи можно назвать "русским импрессионизмом". Возможно, именно чувство своего стиля, которое неизменно пронёс через многие годы творчества Антонов, подтверждает правильность выбранного им пути и высокую профессиональную состоятельность.

АНТОНОВ АЛЕКСЕЙ ТИХОНОВИЧ
Краткая биография:
Родился в 1932 году в г. Алексин Тульской обл. В 1950 году закончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института (педагоги – проф., нар. худ. П.П. Соколов-Скаля, нар. худ. Т.Г. Гапоненко, проф. В.А. Одинцов, проф. К.И. Финогенов, Н.Г. проф. Машковцев, проф. П.К. Суздалев). В 1970 году, окончив аспирантуру при МГПУ, защитил кандидатскую диссертацию под руководством профессора Н.Н.Ростовцева. В 1976 году вступил в Союз Художников СССР. Участвовал в областных, региональных, республиканских и всесоюзных выставках. Занимался искусствоведческой деятельностью, автор многочисленных статей. Одним из первых заинтересовался и стал писать о тогда ещё неизвестных широкому кругу общественности владимирских графиках: Н. Баранове, Б. Французове, В. Леонове. Человеческая симпатия и чувство профессионального уважения стали основой плодотворного сотрудничества с Н.Н. Модоровым. С 1978 по 2004 год преподавал на художественно-графическом факультете ВГПУ, ныне ВлГУ имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (первый декан, первый зав. кафедрой и первый профессор). В 1996 году получил звание профессора живописи. Расцвет педагогической и творческой деятельности А.Т. Антонова приходится на Владимирский период.
Работы А.Т. Антонова хранятся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, в Центре изобразительного искусства г. Владимира, в частных собраниях в России и за рубежом. Творческое наследие художника сохраняет его дочь Людмила (контакты: 8-960-725-69-19).
Автор статей о творчестве художников, в т. ч.:
    Журнал «Художник» - № 11 1979, № 9 1980, № 1, № 10 1981, № 8 1983, № 3 1984, № 1 1988.
    Графика Н.Баранова. Художник. - 1979. - № 11.
    Графика Бориса Французова. - Художник. – 1981.
    Офорты Владимира Леонова. – Художник. - 1988.
    Журнал «Юный художник» № 8 1981.
    Творческое кредо Ивана Куликова. – Владимирские Ведомости. – 2004. - № 8. 13 января. - Владимир
Составитель каталогов ряда региональных, областных, персональных художественных выставок и каталогов, в т. ч.:
    «Николай Баранов», 1979 г.,
    «Валентин Шумов», 1987 г.,
    «Николай Николаевич Модоров», 1987 г.,
    «Раиса Варцава», 1984 г.,
    «Николай Бобков», 1988 г.
Персональные выставки: 1983 г., 1984 г., 1993 г., 2001 г., 2002 г.
Памятные выставки: 2006 г.
Статьи об А.Т.Антонове:

    Лаврова, Т. Мгновения и тайна бытия. Первая персональная выставка профессора А.Т. Антонова / Т. Лаврова // Газета «Молва». – 2002. - № 20. 16 февраля. – Владимир
    Мартова, К. Акварели, сотканные из света / К. Мартова // Газета Молва. – 2006. - № 121. 20 октября. – Владимир
    Костаков, М. Палитра души Алексея Антонова / М. Костаков // Газета Владимирские субботние ведомости. – 2006. - № 200. 30 сентября. – Владимир
    Антонова, Л.А. О личности, художнике и педагоге. (К 75-летию профессора А.Т.Антонова) / Л.А. Антонова // Вестник ВГПУ. Научно - методический журнал. - Вып. 15. Серия: психолого-педагогические науки и искусство. - Владимир: ВГПУ, 2007. - 128 с.: с. 113-115 ISBN 978-5-87846-572-4
    Антонова, Л.А. Без зрителя художник ничто (памяти профессора, члена СХ РФ Алексея Тихоновича Антонова) / Л.А. Антонова // Вестник ВГГУ. Научно - методический журнал. – Вып. 20. Серия: музыкальное и изобразительное искусство. - Владимир: ВГГУ, 2009. – 82 с.: с. 7-12 ISBN 978-5-87846-647-5
    Антонова, Л.А. Своеобразие изобразительной техники художника Алексея Антонова / Л.А. Антонова // Искусство и педагогика: теория, методика, практика: сб. науч. тр. по материалам Междунар. научно-практ. конф. 12 сентября 2011 г. Под общ. ред. Л.Н. Высоцкой. - г. Владимир: ВлГУ, 2012. – 364 с.: с.83-94 ISBN 978-5-9984-0245-6
    Кошелева, Л.А. Из воспоминаний первого декана Владимирского худграфа А.Т. Антонова о временах основания факультета (к 95-летию Владимирского педагогического института) / Л.А. Кошелева // Вестник ВлГУ. Научно - методический журнал. – Вып. 36. Серия: психолого-педагогические науки и искусство. - Владимир: ВлГУ, 2014. ISBN 978-5-87846-572-4


ПОИСК ПО САЙТУ
Нажмите для перехода на страницу